Информационный портал!

Правовой статус учащихся образовательных учреждений

Правовой статус образовательных учреждений. Организационно – правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Органы управления образовательными учреждениями. Финансово – хозяйственная деятельность образовательных учреждений. Правовой статус образовательных учреждений. В соответствии со ст. Образовательное учреждение является юридическим лицом и это обеспечивает их участие в образовательном процессе в качестве полноправного субъекта. Полномочия образовательного учреждения включают в себя: - финансовое и материальное обеспечение образовательного процесса; - кадровое обеспечение образовательного процесса; - организационно – методическое обеспечение образовательного процесса; - формирование контингента обучающихся и реализация прав в области образования; - нормотворческие полномочия. Образовательное учреждение можно классифицировать по типам, видам и организационно-правовым формам. Типы определяются условием реализуемых программ, виды – по направлению их деятельности, организационно-правовая форма – по учредителям. Типы образовательных учреждений: - дошкольные; - общеобразовательные; - учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузового профессионального образования; - учреждения дополнительного образования взрослых; - специальные коррекционные учреждения для обучения с отклонениями в развитии; - учреждения дополнительного образования; - учреждения для детей – сирот и без попечения; - учреждения дополнительного образования детей; - др. Виды дошкольных образовательных учреждений: - детский сад; - детский сад, осуществляющий одно или несколько направлений; - детский сад компенсированного вида; - детский сад присмотра и оздоровления; - др. Виды общеобразовательных учреждений: - начальная, основная, средняя общеобразовательная школа; - средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; - гимназия; - лицей. Виды учреждений начального профессионального образования: - профессиональное училище; - профессиональный лицей; - учебно-курсовой комбинат. Виды средних специальных учебных учреждений: - техникум; - колледж. Виды высших учебных правовой статус учащихся образовательных учреждений - университет; - академия; - институт. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут правовой статус учащихся образовательных учреждений государственные, муниципальные и негосударственные частные, учреждения общественной и религиозной организацией. Организационно – правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения определяют: - договор с учредителем; - устав; - свидетельство о государственной регистрации; - лицензия на право ведения образовательной деятельности; - правовой статус учащихся образовательных учреждений договор; - правила внутреннего трудового распорядка; - структура и штатная численность; - штатное расписание; - должностные инструкции. Органы управления образовательными учреждениями. Основные принципы организации управления образовательными учреждениями закреплены в Законе «Об образовании». Важнейший – демократический, государственно – общественный характер управления. Закон разграничивает управление государственными муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и др. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет директор заведующий, ректор или иной руководитель. Руководителям запрещается совмещение двух руководящих должностей внутри образовательного учреждения или вне его. Руководство негосударственных образовательных учреждений осуществляет непосредственно сам учредитель или, по его поручению попечительский совет, или формируемый. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления фиксируется в уставе. Финансово – хозяйственная деятельность образовательных учреждений. Федеральная программа развития образования предусматривает два основных направления решения финансовых проблем образования: увеличение бюджетного финансирования; привлечение дополнительных источников. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчёте на одного обучающегося исключение сельские и малокомплектные. Нормативы финансирования делятся на три вида: - федеральные; - региональные; - местные. Федеральные нормативы ежегодно устанавливаются ФЗ и являются минимально допустимыми. Региональные и местные должны учитывать специфику образовательных учреждений и определяться т. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных учреждений на данной территории. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений главные источники финансирования – бюджеты соответствующих уровней, поэтому они являются бюджетными. Бюджетные средства расходуются исключительно на цели: - расходы на оплату труда; - командировочные иные правовой статус учащихся образовательных учреждений выплаты; - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; - трансферы населению стипендии, компенсаторные выплаты, пособияа также на оплату товаров. Расходование бюджетных средств учреждением на иные правовой статус учащихся образовательных учреждений не допускается. Государственные и местные бюджеты могут быть источниками финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, получивших государственную аккредитацию зар. На негосударственные образовательные учреждения налагаются следующие ограничения: - запрещается нецелевое правовой статус учащихся образовательных учреждений бюджетных ассигнований, в т. Государство поддерживает развитие благотворительной деятельностивозрождаются традиции шефской помощи. Образовательное учреждение должно располагать необходимым имуществом, материально – технической базой. Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги – это экономическая деятельность образовательных учреждений, удовлетворяющая спрос человека на обеспечение образовательных потребностей. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую иную приносящую доход деятельность. Образовательные отношения в системе непрерывного образования. Характеристика непрерывного образования и формы его получения. Права, обязанности и социальная защита учащихся образовательных учреждений. Права и обязанности родителей в правовой статус учащихся образовательных учреждений образования. Права и социальные гарантии работников образовательных учреждений. Регулирование трудовых отношений педагогических работников в системе образования. Характеристика непрерывного образования и формы его получения. Непрерывное образование – единая система государственных и общественных образовательных учреждений обеспечивающая организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания общеобразовательной, политической и профессиональной подготовки каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни. Структуру непрерывного образования составляют четыре основных взаимосвязанных направления: Первое - ориентировано на дальнейшее совершенствование традиционных звеньев системы образования. Второе – отражает процесс интенсивного развития общественных форм образования и самообразования в учебно-информационных центрах, разнообразных курсах и т. Третье – определяется необходимостью создания и правовой статус учащихся образовательных учреждений единой и общественной системы проф. Четвёртое – связано с развитием непрерывного педагогического образования и самообразования, ориентированных на опережающее кадровое обеспечение. Принципы непрерывного образования: всеобщность, демократизм и доступность; интегративность и преемственность; открытость; путь самообразования. Непрерывное образование может быть получено в правовой статус учащихся образовательных учреждений формах. В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно – заочной вечернейзаочной формам. Вне образовательного учреждения организуется семейное образованиесамообразование и экстернат. Образовательное законодательство допускает получение образования на основе сочетания различных форм. При этом необходимо учитывать, что для всех форм получения образования в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Права, обязанности и социальная защита учащихся образовательных учреждений. В Законе РФ «Об образовании» правам и обязанностям обучающихся правовой статус учащихся образовательных учреждений ст. Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования их личных особенностей. Граждане РФ имеют право на получение: - впервые бесплатного начального общего, основного общего полногоначального профессионального обучения; - на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - неоднократно бесплатного профессионального образования по направлению правовой статус учащихся образовательных учреждений службы занятости в случае утраты возможности работать по специальности и др. К общим правам относятся: право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками, право на ускоренный курс обучения, право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных учреждений, право на получение дополнительных образовательных услуг включая платныеправо уважения своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, а также право на участие в управлении образовательными учреждениями. В школах, гимназиях, лицеях и т. Запрещается: - принуждение обучающихся и воспитанников к вступлению в общественные, общественно – политические организации и объединения, движения, партии; - привлечение их к деятельности таких организаций, участию агитационных компаниях и политических акциях; - приобщение обучающихся и воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой. В систему общих прав входят также права в области охраны здоровья обучающихся в процессе получения ими образования. Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставлять помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. Перечисленные права обучающихся, а также их обязанности в области образовательного процесса изложены в Типовых Положениях об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Отдельные нормы, касающиеся прав обучающихся, сформулированы в других нормативных актах. Так, например право на отсрочку от призыва на военную службу содержится в норме п2 ст. Льготы для лиц, совмещающих работу и обучение, закреплены в Трудовом кодексе РФ глава 26 ТК РФ. Специальные права и обязанности в области образования дифференцируются в зависимости от формы его получения и особенностей личности обучающихся возрастных, физиологических, психологическихсоциальных и т. Так, граждане получившие образование в форме семейного образования или экстерната, имеет право на аттестацию в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Лица, обучающимся заочно или очно- заочно без отрыва от производства, предоставляются права, обеспечивающие возможность совмещения работы и обучение. При условии выполнения учебного плана они имеют право на дополнительный оплачиваемый правовой статус учащихся образовательных учреждений отпуск, сокращенную рабочую неделю и др. В перечни прав в системе образования в зависимости от особенностей личности обучающегося выделяют права, предоставленные детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям находившимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и др. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. Администрация образовательного учреждения не в праве препятствовать в создании учащимися и воспитанниками в возрасте старше 8ми лет общественных объединений организаций за исключением создаваемых политическими партиями и детских религиозных организаций. Вправе самостоятельно ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждениях, нарушающих или ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся не согласны с решением администрации, они в праве через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Перечень обязанностей учащихся излагается в уставе образовательного учреждения. Так, учащиеся должны обязаны соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления например, советом школы. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов, обязаны заботится о младших; соблюдать правила гигиены; иметь аккуратный вид; обязательно поддерживать чистоту в классах; в правовой статус учащихся образовательных учреждений помещениях; бережно относится к имуществу образовательного учреждения. Запрещается: совершать определенные действия, например – приносить, передавать и употреблять в школе спиртные напитки, токсические наркотические вещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям, применять физическую силу для выяснения отношений; принимать физическое насилие например, в форме угроз ; заниматься вымогательством, сквернословить; пропускать обязательные занятия без уважительных причин. За неисполнение неуважительных причин обязанностей, а также нарушение норм запретов к учащимся могут применены дисциплинарные меры воздействия : объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей на собеседование и самое строгое взыскание - исключение из правовой статус учащихся образовательных учреждений учреждения если к моменту совершения нарушений не исполнилось 14 лет, исключить их нельзя. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускаются. Действующее законодательство в деле правовой статус учащихся образовательных учреждений прав несовершеннолетних в сфере образования большую роль отводят родителям законным представителям. Важное место в охране прав несовершеннолетних в сфере образования занимает прокуратура. Права и обязанности родителей в сфере образования. Основные права и обязанности родителей законных представителей изложены в ФЗ «Об образовании» ст. Родители имеют право: - выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования: - защищать законные права интересы детей; - участвовать в управлении школы; - дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье; - родители детей посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение компенсации части – платы за содержание детей в указанных учреждениях ст. Родители обязаны: - обеспечить получение детьми основного общего образования; - выполнять устав образовательного учреждения в правовой статус учащихся образовательных учреждений, касающейся их прав и обязанностей. Родители несут ответственность за воспитание своих детей и создания необходимых условий для получения ими образования. Родители обязаны содержать своих правовой статус учащихся образовательных учреждений детей. Обязанность возлагается на обоих родителей. Уголовное законодательство предусматривает ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего влечёт за собой уголовную ответственность. Права и социальные гарантии работников образовательных учреждений. Все работники образовательного учреждения разделяются на профессионально – квалификационные группы: правовой статус учащихся образовательных учреждений руководящие работники; - педагогические работники преподавательский состав ; - учебно – воспитательный состав лаборанты, методисты, диспетчер ; - технический персонал рабочие, уборщицы, повара. В ТК РФ гл. Все работники общеобразовательного учреждения имеет право на: - участие в управлении общеобразовательном учреждении в соответствии с уставом; - защиту профессиональной чести и достоинства. К специальным правам правовой статус учащихся образовательных учреждений работников общеобразовательного учреждения относятся права: - на самостоятельный выбор использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся; - на повышение квалификации; - на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию; - на сокращённую рабочую неделю; - удлинённый оплачиваемый отпуск для большинства 56 календарных дней ; - на длительный до 1 года не ранее чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы; - на получение пенсии за выслугу лет. Вместо права на правовой статус учащихся образовательных учреждений пенсии за выслугу лет введено «право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости независимо от возраста»; - социальные гарантии и льготы направленные, для лиц, занятых на работах с осуждёнными и т. Работники образовательных учреждений обязаны : - уважать личность ребёнка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие; - соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса; - осуществлять обучение и воспитание с учётом специфики преподаваемого предмета, используя при правовой статус учащихся образовательных учреждений разнообразные приёмы, методы и средства обучения; - реализовать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта; - способствовать социализации, формированию общей культуры правовой статус учащихся образовательных учреждений, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ; - стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы; - проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана общеобразовательного учреждения. За нарушение норм трудового порядка, профессионального поведения педагоги и другие работники несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Регулирование трудовых отношений педагогических работников в системе образования. Трудовые отношения в системе образования регламентируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании». Трудовые отношения работника и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором контрактомусловия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Расторжение трудового договора с педагогическими работниками по инициативе работодателя возможно как по общим основаниям, так и по специальным, которые установлены в ст. Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать правовой статус учащихся образовательных учреждений квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения. Правовое регулирование оплаты труда педагогических работников осуществляется двумя способами: - централизованным – применяется в государственных и муниципальных учреждениях в качестве основного; - локальным – характерен для негосударственных образовательных организаций. Заработная плата работника образовательного учреждения включает: - оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должностных окладов; - доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника; -доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормативных; - районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате в районе Крайнего севера, приравненных к ним местах и др. Перечень видов доплат и надбавок не является исчерпывающим. В целях обеспечения педагогических работников книго – издательской продукцией и периодическими изданиями им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере 150 руб. Законодательное регулирование отношений в области образования. Государственная политика в области образования. Законодательные акты регулирования образовательных отношений. Государственная политика в области образования. Право на образование рассматривается как конституционное основное естественное право человека. Основной задачей государственной политики в области образования является создание такой системы, которая социально, ментально и культурно отражала бы потребности общества и государства, и органично вписывалось бы в русло международной системы образования. Цели и задачи современной образовательной политики реализуются через требования её принципов: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - единство федерального культурного и образовательного пространства; - общедоступность образования, адаптированность его к уровням и особенностям развития обучающихся; - правовой статус учащихся образовательных учреждений характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический государственно – общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений; - и др. Законодательные акты регулирования образовательных отношений. Государственная политика в области образования отражена в ряде документов действующих на территории РФ: - конституция РФ; - федеральные законы: 1. Федеральный закон «Об образовании»; 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»; и др. ФЗ – в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории государства в отличии от нормативных актов субъектов, которые применяются только на их территории. Также существуют подзаконные нормативные акты являющиеся дополнительными к основным ФЗ. Они конкретизируют некоторые вопросы образовательной политики. Локальные нормативные акты принимаются непосредственно в данном учреждении и распространяются только на его сотрудников и обучающихся в нём лиц. Права ребёнка и формы их защиты в законодательстве РФ. Общая характеристика категории «Права ребёнка. Формы защиты прав ребёнка. Говоря о правах ребёнка следует принять во внимание несколько основных положений: - права ребёнка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребёнка как человеческой личности; - права ребёнка не стоит отождествлять с его элементарными потребностями; - если ребёнок имеет право, то государство обязано обеспечить ему возможность этим правом пользоваться; - права ребёнка подлежат ограничениям, безоговорочно, не могут быть ограничены права на защиту от пыток, рабства и содержания в подневольном состоянии; - дети подлежат власти родителей, и государство не может вмешиваться в процесс воспитания, разве что в том случае, когда родители не выполняют своих обязанностей, или злоупотребляют своей властью над ними; - права ребёнка признаются за каждым и правовой статус учащихся образовательных учреждений. Права ребёнка условно можно скомпоновать в шесть основных групп: - право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении др. Формы защиты прав ребенка. Выделяют две основные формы защиты прав: - юрисдикционную; - нерисдикционную. Юрисдикционная форма правовой статус учащихся образовательных учреждений – деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган ЗАГСа и др. Судебная защита прав ребёнка осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идёт о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего ребёнка. Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Защита прав ребёнка в административном порядке осуществляется в предусмотренных законом случаях государственными органами: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прокуратура, ОВД, органы ЗАГСа, воспитательные учреждения. Защита прав ребёнка осуществляется и органами опеки и попечительства – органами местного самоуправления, наделёнными полномочиями по решению по решению вопросов местного значения. Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересовкоторые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Реальному осуществлению права ребёнка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в СМИ прецедентов - процессов над гражданами в т. Помимо защиты прав ребёнка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов. Другие интересные документы:.


Коментарии:

    Государственная аккредитация вуза проводится экспертной комиссией Министерства образования и науки России, и после нее вуз получает свидетельство о качестве его образовательных услуг. В связи с этим требуется разрешение следующих задач: - дать характеристику образованию, как сфере проявления правового статуса обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования; - проанализировать содержание права граждан на получение высшего профессионального образования; - дать понятие правового статуса обучающегося в учреждении высшего профессионального образования; - определить основные элементы правового статуса студента; - охарактеризовать проблемные моменты в совершенствовании правового статуса обучающегося в учреждении высшего профессионального образования; - разработать собственную аргументацию по существующим дискуссионным вопросам правового положения обучающихся в вузах.





© 2003-2016 cpb-mediko.ru